В помощь родителям

В помощь родителям (если ребенок стал "отстающим")

Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он неуверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: "Нет, это у меня никогда не получится". Раз "никогда", то стараться незачем! Брошенное мамой или папой, между прочим: "Ну, какой же ты бестолковый!" - только подливает масло в огонь. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

Первое - не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье - ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое - забудьте сакраментальную фразу: "Что ты сегодня получил?". Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое - не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: "Нет никаких сил... все нервы вымотал...". Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребенка - очень редко... Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите "даже одним глазком" телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки - но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и " на расправу" другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш "отстающий" ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: "Ничего не задали". В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и "не жалея времени" сделать сразу все домашние задания.

Седьмое - не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое - работайте только на "положительном подкреплении". При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: "Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов". Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр...

Девятое - но очень важное! - детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть... Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.

Десятое, и последнее - своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации.

 

 

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ -
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ИЛИ ДИАГНОЗ?

Мой ребенок слишком подвижный, "как будто к нему прикрепили мотор" - такую характеристику можно услышать от родителей. А педагоги отметят, что таким детям свойственны невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, моторная неловкость. Так что же это за явление?

 

Речь идет о детях с синдромом дефицита внимания (СДВ), часто называемых также гиперактивными. СДВ представляют собой наиболее часто наблюдаемую форму хронических нарушений поведения в детском возрасте. Первые признаки СДВ, как правило, привлекают к себе внимание в возрасте до 7 лет. Среди школьников распространенность СДВ (согласно данным различных эпидемиологических исследований) составляет от 2-3 до 15-20%. Синдром дефицита внимания у детей проявляется комплексом симптомов, не свойственных для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка. Все 14 основных проявлений СДВ можно разделить на три группы: признаки невнимательности и отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности.

Невнимательность и отвлекаемость у детей проявляется следующим образом: ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы, испытывает сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточностью понимания или негативным поведением), ребенку трудно сохранять внимание при выполнении заданий или во время игр; часты переходы от одного незавершенного дела к другому. Характерны и частые потери необходимых в школе и дома вещей и предметов (например, карандашей, книг, игрушек и т.п.).

Признаки импульсивности: во время коллективных учебных занятий, игр, экскурсий и т. п. ребенок с трудом дожидается своей очереди; часто мешает другим (вмешивается в игры других детей); зачастую не выслушав вопрос, отвечает на него не задумываясь; часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Гиперактивность детей с СДВ проявляется в том, что они постоянно чрезвычайно болтливы и подвижны: не могут тихо и спокойно играть, бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться; характерны беспокойство и посторонние движения (ребенок не может удержать неподвижными руки и ноги, крутится на стуле и т.п.).

Поставить диагноз СДВ может детский психоневролог. В настоящее время диагноз СДВ считается обоснованным при наличии у ребенка, по крайней мере, 8 из возможных 14 перечисленных симптомов, если они постоянно наблюдались на протяжении как минимум 6 последних месяцев. Однако знать признаки данного отклонения в состоянии здоровья детей и подростков необходимо также педагогам и родителям. Дело в том, что коррекция состояния детей с СДВ требует комплексного подхода и активного участия педагогов и родителей (специальным приемам воспитания и организации учебного процесса отводится чрезвычайно важная роль). Дети с симптомами дефицита внимания, как правило, способны сохранять активное внимание всего нескольких минут. Это становится причиной отвлечений и плохого выполнения заданий на уроках и дома. Однако, если ребенку удается успешно справляться с предложенным заданием, то он может удерживать внимание до нескольких часов. При этом следует помнить, что хуже всего дети с СДВ выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляющиеся поощрениями. Замечания, наказания и постоянные сравнения таких детей с детьми более успешными и послушными не дают положительного эффекта, а лишь приводят к дополнительным сложностям в межличностном общении.

В задачи родителей таких детей входит, с одной стороны, своевременное обращение к детскому психоневрологу, который назначит адекватную медикаментозную терапию, а с другой - создание ребенку необходимых условий в семье. Прежде всего, это создание благоприятного психологического климата - отношение к ребенку должно быть доброжелательным, спокойным и последовательным. При этом необходимо избегать как проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, так и излишне жестких и высоких требований. Еще одним важным аспектом улучшения состояния таких детей является правильно организованное питание. Дома, до начала занятий в школе, ребенок обязательно должен получить завтрак с достаточным количеством белков; считается нежелательным избыток углеводов и особенно сахара и сладостей в рационе; также необходимо обращать постоянное внимание (в течение всего дня) на сбалансированность рациона по содержанию белков, жиров и углеводов.

От педагога в системе оказания помощи таким детям требуется по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с СДВ и поощрять его хорошее поведение. Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика - в центре класса напротив доски. Кроме того, ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. Ребенку с СДВ необходимо давать лишь одно задание на определенный отрезок времени, если необходимо выполнить большое задание, то его следует предлагать в виде последовательных частей, при этом учитель периодически должен контролировать ход работы, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня должны быть предусмотрены возможности для двигательной "разрядки": занятия физическими упражнениями, трудом. Дополнительный положительный эффект, при условии выполнения вышеперечисленных рекомендаций, дают психотерапевтические воздействия и методы модификации поведения.